Билеты по обществознанию, продолжение 1 ст.
БИЛЕТ 7.
Конституция Российской Федерации. Политические реформы в России.
    Ныне действующая  Конституция Российской Федерации была принята всенародным
голосованием (референдумом) 12 декабря 1993  года  после  драматических  событий
сентября-октября этого же года.  К сожалению,  её проект в условиях политической
борьбы переписывался несколько раз.  В результате в ней есть существенные недос-
татки, которые всё более дают себя знать.
    Конституция состоит из преамбулы,то есть введения и двух разделов. Первый -
основной,  как бы постоянный. Второй говорит о порядке вступления данной Консти-
туции в силу.
    Основы конституционного строя России таковы:  1)она демократическое федера-
тивное правовое государство с республиканской формой правления, вся власть в ко-
тором  исходит от народа,  последний избирает органы власти;  2)высшей ценностью
объявлены чнловек,  его права и свободы, а государство берёт на себя обязанность
создать достойные для жизни условия;  3)Россия - федеративное государство, кото-
рое состоит из республик, краёв и областей. Все они имеют местные законы, органы
власти. Но Конституция охраняет целостность страны; 4)в стране признаны все виды
собственности, политическое многообразие и многопартийность.
    Глава 2  подробно рассказывает о правах и свободах граждан России.  Во-пер-
вых, права не должны использоваться так, чтобы они нарушали права и свободы дру-
гих лиц.  Во-вторых,  каждый обязан платить налоги. В-третьих, - беречь природу.
В-четвёртых, - защищать Отечество и в соответствии с законом служить в вооружён-
ных силах.  Права и свободы людей могут быть ограничены законом только в той ме-
ре,  в которой необходимо для защиты основ  конституционного  строя,  нравствен-
ности, обеспечения обороны страны и т.д.
    Глава 3 говорит о том,  какие республики,  области и края входят  в  состав
России;  что на её территории государственным языком является русский, а на тер-
ритории республик - могут быть и местные языки.
    Главы 4-8 рассказывают об органах власти в России. Здесь предусмотрено раз-
деление властей.  Самыми большими полномочиями наделён президент. Он - верховный
главнокомандующий, фактически формирует правительство, в ряде случаев имеет пра-
во распустить Государственную Думу и т.д.  Сместить  президента  досрочно  очень
сложно.
     Главным законодательным органом является Федеральное собрание.  Оно состоит
из двух палат. Верхняя - совет Федерации - составляется из руковолителей местных
органов,  и нижняя (Государственная Дума), половина депутатов которой избирается
по партийным спискам,  а половина - в округах в личной борьбе. Каждый законопро-
ект должны утверждать обе палаты,  но есть вопросы,  которые вправе рещать  либо
только одна, либо другая палаты.
    Правительство состоит из председателя,  его заместителей, министров и руко-
водителей ведомств.  Оно руководит всей текущей жизнью, должно проводить в жизнь
принятые законы, но подчиняется главным образом президенту.
    На местах могут быть различные органы власти.  В республиках это часто пре-
зидент, правительство, Дума. В краях и областях - глава администрации, Дума.
    Согласно Конституции судьи независимы, подчиняются только закону. Конститу-
ционный суд вправе отменить любой закон  или  указ,  если  он  не  соответствует
Конституции. Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законности.
    С 1985 года в России начались многочисленные реформы, в том числе и полити-
ческие.  Очень важными были отмена цензуры, провозглашение свободы слова и печа-
ти. Важнейшей реформой стали первые свободные выборы в 1989 году. С этого момен-
та ведётся новейшая история российского парламентаризма, прерванная в ходе граж-
данской войны. Съезд народных депутатов и Верховный Совет приняли много полезных
законов. Политические изменения во многом оказали влияние на распад СССР. 19 ав-
густа 1991 года ряд высших руководителей СССР попытался совершить  государствен-
ный переворот.  Эти люди добились лишь того, что центральная власть вовсе ослаб-
ла. Президент СССР М. С. Горбачёв ушёл в отставку. Политические реформы в России
продолжались: расширялись  свободы, возникли  партии, ушла в прошлое руководящая
роль КПСС. Однако в России  началось противостояние между исполнительной и зако-
нодательной  властью, которое  закончилось государственным переворотом, произве-
дённым  президентом Ельциным. Своим указом от 21 сентября 1993 года он распустил
съезд народных депутатов и Верховный совет и назначил новые выборы. В Москве на-
чались волнения сторонников верховного совета, после чего войска расстреляли Бе-
лый Дом. 12 декабря 1993 года были  произведены новые выборы и одновременно была
принята новая конституция, увеличившая полномочия президента.
БИЛЕТ 8.
Личность и общество на рубеже XX-XXI веков.
    Личность и общество. Сколь изменчивы их отношения на протяжении истории. Но
в целом мы видим два полюса. На одном - всесильный властитель, который заявляет:
"Государство -  это я!",  может казнить и миловать,  а на другом миллионы людей,
каждый из которых в отдельности - ничто,  песчинка,  жалкий раб, червь. И лишь в
меньшинстве государств и для меньшинства людей возникает идея прав человека, ко-
торых нельзя лишить просто так, по прихоти, по произволу.
    Постепенно, по мере развития частной собственности и демократии, она укреп-
ляется и распространяется на всё большее число стран и людей. Но ещё трудно: че-
рез конфликты, войны, революции. После второй мировой войны она делает достояни-
ем человеческого сообщества. А затем (вместе с уменьшением войн, числа диктатур,
ростом благосостояния)  права личности в разных обществах незыблемыми и многооб-
разными. Но в соотношении личности и общества важны не только права первой.
    Разумеется, страшно, когда власть представляет судьбу индивида, как колёсик
и винтик огромной государственной машины,  который,  если сломается - заменят. К
осознанию прав личности на свободу и счастье люди шли так долго,  что отказаться
от этого невозможно. Однако же человек живёт не сам по себе. Во-первых он обязан
соблюдать определённые законы.  К несчастью,  даже этого не делают очень многие.
Во-вторых, есть ещё и некоторые моральные обязательства перед  обществом,  госу-
дарством и  всем человечеством.  И вот тут-то дела и того хуже.  Больше нет силы
приказа и авторитета церкви. Как же побудить людей соблюдать нравственные нормы?
Тех, кто  способен  сам полностью контролировать себя,  к сожалению меньшинство.
Зато эгоизм других может быть беспределен.  И если значительная часть  населения
рассуждает: "После нас - хоть потоп!",  то что они оставят потомкам? Почему один
человек, скажем богач в США,  может потреблять энергии,  воздуха, воды и пр. (на
своё обслуживание),  столько,  сколько тысячи других.  Ведь это общечеловеческие
ресурсы? Кто захочет рожать и воспитывать людей,  если все будут только  гнаться
за любовными удовольствиями? Кто станет творить для будущего? А как относиться к
тем, кто не уважает общество?  Если кто-то сознательно губит своё здоровье (ска-
жем, наркотиками), то почему за счёт других должны его лечить? А если должны, то
как избавиться от подобных ситуации?  А как совместить гуманность и  рост  числа
психически неуравновешенных людей, способных к насилию? А ведь один единственный
маньяк способен годами держать в страхе целый город.  А  один  террорист  пугать
страну. Как же совместить свободу и общую безопасность,  милосердие и справедли-
вость, гуманность и защиту от посягательств?  И сколько ещё таких  вопросов,  на
которые не так легко дать ответ...
    Как видно, здесь многообразная, бесконечная проблема баланса прав и обязан-
ностей, свободы  и ответственности.  Только в современных условиях она очень ус-
ложнилась ещё соотношением национальных и общечеловеческих интересов.
    Думается, что при всём уважении к свободам и правам, общество и человечест-
во в целом не имеют право во имя собственной безопасности,  нормального развития
и будущего  слишком  сильно  отпускать "вожжи",  сдерживающие эгоизм людей.  Они
должны найти способы более гармоничного сочетания личных и общественных  интере-
сов. Как и когда это случилось? Трудно сказать.
    Однако очевидно, что только правильное сочетание свободы и ответственности,
которая есть, и ощущение сопричастности к судьбам страны и мира, может позволить
решить эти проблемы.  Чем лучше будет поставлено образование,  семейное и прочее
воспитание, борьба  за здоровый образ жизни,  тем легче удастся побудить общест-
венное мнение и каждого человека к созданию атмосферы,  в которой бы эгоистичные
индивидумы не могли транжирить общее богатство,  развращать общество, выставлять
на показ собственное бесстыдство.  Нормальный человек должен рассуждать так: по-
зорно, если  я  не  в состоянии проконтролировать себя и буду сидеть у других на
шее; недостойно,  что так расточительно расходую природные ресурсы и т.д.  Очень
важны и стабильность общества и контроль за культурой. Желательно также воспиты-
вать в каждом умеренность в потреблении, убеждение, что по достижении определён-
ного уровня  жизни  беспрестанно  гнаться за тем,  чтобы потреблять всё больше и
больше, жертвуя интересами души и  сердца,  абсурдно.  Ведь  жизнь,  заполненная
только желанием  постоянно менять хорошие,  добротные вещи на новые,  покупать и
покупать без конца, не имеет высокого смысла, недостаточно моральна.
    Следовательно, на рубеже XX и XXI веков каждый человек должен осознать себя
не просто личностью, которой даны права и свободы, а и ответственность граждани-
на своей страны и члена всего человеческого сообщества,  смысл жизни которого не
сводится только к удовлетворению собственных целей (часто больше никому не  важ-
ных, а  то  и  вовсе  вредных).  Его задача - найти возможность быть полезным не
только себе и своей семье, но и обществу.
БИЛЕТ 9.
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни
новых государств.  И этот процесс продолжается.  Неудивительно, что национальные
отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные,
вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет
и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как
всемирное восхваление своих народа,  страны,  религии и т.п.  Нации,  не имеющие
собственного государства,  порой  стремятся  создать  его,  и   -   напротив   -
господствующие народы стремятся подавить такие желания.
     В мире возникает очень много проблем от агрессивного национализма.  Нередко
он принимает   форму  религиозной  нетерпимости  (фундаментализма).  Это  больше
касается мусульман (например,  палестинских арабов,  Ирана,  Алжира и  др.),  но
встречается и  среди  других религий.  Часто он идёт рука об руку с терроризмом.
Причём страдают обычно ни в чём не повинные люди.  К сожалению, такого рода тер-
роризм имеет место и в России.
     Люди издавна живут на  планете,  группируясь  в  определённые  национальные
сообщества, которые называются этносами.  В древности это были роды, племена или
союзы племён.  Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации.
На земном  шаре многие тысячи наций,  народностей,  племён.  Они имеют свой язык
(или диалект),  культуру,  исторические особенности, традиции, религии и пр. На-
ции, в  отличие  от менее развитых общностей,  связаны также с единой письменной
культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными эко-
номическими отношениями,  системой  транспорта связи и мн.др.  Некоторые племена
насчитывают меньше тысячи человек,  а иные нации - это десятки  или  даже  сотни
миллионов. Но  каждая  народность  неповторима и имеет право на уважение к своим
особенностям. Обычно народы живут не изолированно,  а тесно соприкасаются друг с
другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимулируют) в других.
Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои  особенности.  Про-
исходят и процессы взаимного сближения.
     Национальные отношения - понятие сложное.  В разных мастах на  первый  план
могут выйти те или иные показатели:  религия ли, язык, обычаи и др. Национальные
отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли
вражда, ненависть,  противостояние,  или, напротив, мир, согласие, взаимопонима-
ние; смотрят ли на человека прежде всего с позиции:  кто он  по  национальности,
или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п.
Важны и формы поддержки национальных особенностей. Есть ли особые школы, газеты,
культурно-национальные организации и т.п.  или нет; есть ли какие-то формы госу-
дарственной и политической организации.  Бывают национальные  партии,  движения.
Опыт показал,  что  попытки  дать каждой или ведущим нациям государственное уст-
ройство очень часто оказываются неудачными.  Это  в  определённый  период  может
вести к расколам,  недовольствам со стороны других провинций, понижению прав не-
коренного населения в национально-государственных образованиях. Всё это отчётли-
во проявилось в республиках СССР, который раскололся  именно по национальным со-
юзным республикам.Затем и отдельные республики столкнулсиь с национальными проб-
лемами внутри себя.  Множество русских, например, в Молдавии, Крыму, Прибалтике,
в той или иной форме противостоят теперь господствующим нациям.  А  в  восточных
республиках порой подвергаются притеснениям. В результате появились миллионы бе-
женцев, людей,  бросивших всё нажитое и оставшихся ни с чем.  В некоторых местах
даже возникли войны:  в Грузии (Абхазия,  Южная Осетия), в Молдавии, в Карабахе,
Таджикистане. К сожалению,  война не минула и Россию:  Чечня стала той  мятежной
республикой, которая её вызвала.
     Но есть и много других проблем в России.  Важнейшая -  неравноправие  между
национальными республиками  (бывшими  автономиями) и другими областями и краями.
Национальные республики фактически имеют приемущества перед  русскими  районами.
Это вызывает  сепаратизм  - движение к независимости или большей независимости в
русских районах (Урала, Дальнего Востока, Сибири), что подрывает единство. А при
кризисе центральной власти грозит неприятностями.
     Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев,  которые переехали
в Россию,  а также тех русских, что живут в странах СНГ. Всё это ещё очень долго
будет давать о себе знать.  В заключение отметим, что всё же национальной нетер-
пимости в нашем народе немного.
БИЛЕТ 10.
Политические партии и общественные движения, многопартийная система.
Политические партии - это организации,  в которые входят граждане и органи-
зации, которые объединились целью так или иначе влиять на политическую ситуацию,
принятие законов,  их исполнение, добиваться каких-то требований и т.д. Партия -
значит часть,  то есть она представляет интересы не всего,  а лишь  определённой
части населения. Такая ситуация, когда в обществе есть несколько или хотя бы две
партии, опирающиеся на своих сторонников и соперничающих за них на выборах, ког-
да действия правящей партии свободно критикуются - это есть основа политического
плюрализма. Иное дело - политические партии,  которые становятся  единственными,
несменяемыми, срастаются  с  государством и порабощают общество.  Подобными были
КПСС в СССР и нацистская - в фашистской Германии. Хотя они исторически возникают
в странах с многопартийной системой,  но они после захвата власти во-первых ста-
новятся орудием полного господства над населением и во-вторых  превращаются,  по
выражению Сталина,  в "орден меченосцев":  в них нет выборности, сменяемости или
всё это делается чисто формально.  В странах демократии партии отражают интересы
каких-то групп и слоёв.  Иногда они сознательно опираются только на определённые
национальность, провинцию,  класс (например,  рабочих, крестьян), возрастную или
расовую группу (например, молодёжь, негров) и т.д. Но многие объединяют всех лю-
дей,  имеющих сходные убеждения или интересы (социалистические,  христианские  и
т.д.). Нередко между соперничающими партиями различия небольшие (особенно в слу-
чаях двухпартийной системы).  Очень много людей, кто не относит себя к сторонни-
кам ни одной ни другой партии.
     Как устроены политические партии?  Одни с жёсткой структурой, обязательными
взносами и подчинением ниже стоящих организаций выше стоящим. Другие состоят как
бы из сравнительно небольшого ядра и сочувствующих, при этом нет строгой центра-
лизации и многих партийных символов.
     Не оформленные организационно-политические силы можно  назвать  движениями.
Иногда это совместные действия ряда обществ и партий, иногда - формы объединения
групп населения, имеющих что-то общее в своём положении (например, студенческое,
женское движение), либо сплотившиеся на основе совместного интереса. Таковы дви-
жения "зелёных", за мир, против массовых увольнений и т.д. Различия между парти-
ями и движениями порой нечётки.  В странах,  где нет демократии,  также есть об-
щественные движения, но они несвободны и действуют под контролем правящей партии
и государства.  Существование  более одной партии - основа демократии.  В Японии
после войны и до 90-х годов на выборах удавалось постоянно побеждать одной и той
же  партии  (либерально-демократической),  а  другие получали меньше голосов и в
парламенте составляли оппозицию. Классической и весьма устойчивой является двух-
партийная система.  При  этом  хотя  партий более двух,  и малые партии получают
иногда места в парламенте,  у власти попеременно бывают только две. Такая систе-
ма, например, в Англии и США.
     В других странах, например, во Франции, Италии существует множество партий,
так что одной какой-то трудно победить, и после выборов они создают блоки, с по-
мощью которых и формируют правительства. Но такие правительства неустойчивы.
     В других странах партии также незаменимы при выборе президентов, губернато-
ров мэров и т.д.  Людям трудно определить достоинство кандидатов, тем более если
они раньше о них не слышали.  Зато партии известны им давно, что напоминает тор-
говую марку фирмы в бизнесе: если она вам знакома, то и товар берёте без опаски.
     В России ещё не сложились партии классического типа. Сегодня их зарегистри-
ровано множество,  но в основном - это мелкие и малосвязанные с населением поли-
тические группы. Наиболее организованные считаются коммунисты, однако постепенно
выделяются и  другие  достаточно  организованные  партии:  Либерально-демократи-
ческая, Демократический выбор России и другие.  Однако они ещё неустойчивы, дер-
жатся на лидере,  а потому могут разделиться, распасться или объединиться с дру-
гими в любое время.  Идёт своего рода броуновское движение, которое возможно лет
через десять приведёт к нормальной многопартийной системе.
БИЛЕТ 11.
Понятие общества. Сферы общественной жизни.
     Понятие общества очень многозначно.  Так называют и собрание, скажем, люби-
телей почтовых марок (общество филателистов),  и всё человечество. Иной раз этот
термин употребляют как противопоставление к природе.  В самом широком смысле это
какое-то достаточно устойчивое объединение людей. Причём не механическое, а име-
ющее определённое устройство (структуру).
     Из множества значений слова мы остановимся на том,  которое тесно связано с
понятием "государство". В этом случае обществом можно назвать граждан определён-
ной страны.
     Вокруг определения государства идёт множество споров. В целом под ними сле-
дует понимать особо сложную организацию, которая осуществляет свою власть на оп-
ределённой территории с помощью специальных учереждений, законов и принуждения и
обладает суверенитетом, то есть независимостью в своих действиях от других госу-
дарств.
     В современных условиях общество не может существовать  вне  или  без  госу-
дарства. Меняются границы страны,  меняется её общество.  Так, когда существовал
СССР, можно было говорить о советском обществе.  Вместо СССР теперь два  десятка
стран и соответственно возникло столько же обществ.
     Рассмотрим важнейшие черты общества.  Итак, оно должно находится на опреде-
лённой территории,  на  которой ведётся хозяйственная деятельность.  Очень важно
понять, что оно группируется вокруг какой-то силы, власти, властного центра, бу-
дет ли это император,  президент,  ЦК КПСС,  парламент и т.д. Стоит этому центру
ослабнуть, как государство и общество могут распасться.  Пример СССР тому  яркое
подтверждение. Но  кроме  силы и власти должны быть и иные связи.  Очень важны -
экономические, когда потоки товаров,  денег и капиталов  подобно  кровообращению
связывают весь организм.  Совершенно обязательно, чтобы люди могли понимать друг
друга. Отсюда крепкие узы - принадлежность к одной нации с единым языком. Поэто-
му многонациональные государства менее прочны, чем однонациональные. Должно быть
и общественное самосознание (когда люди относят себя к данному обществу и  госу-
дарству) Исключительно важно для сплочения наличие единых законов, органов, пра-
вил. Действительно, общество во многом напоминает биологический организм: ведь в
нём не случайные связи,  а сложная отрегулированная система органов,  отношений,
элементов, частей,  различных материальных и духовных потоков, многообразно вли-
яющих друг на друга.  Теперь можно дать окончательное определение общества в том
смысле, в котором мы его изобразили (в тесной увязке с государством). Общество -
это сложная система,  которая объединяет людей,  различные группы,  организации,
силы и т.п.  таким образом,  что всё находится в тесном единстве и  взаимосвязи.
Общество неразрывно с государством, поскольку располагается на определённой тер-
ритории и имеет центр,  вокруг которого  группируется.  Действительно,  общество
можно условно разделить на несколько частей (подсистем), внутри которого сущест-
вует более тесное единство.  Например производство и распределение  материальных
благ, очевидно, ближе друг к другу, чем производство и поэзия. Такие более близ-
кие области жизни принято называть сферами общественной жизни.  Обычно  выделяют
экономическую (материально-производственную),  политическую (политико-правовую),
социальную и духовную (духовно-нравственную) сферы.  Экономическая сфера связана
с производством, собственностью, распределением благ, денежным обращением и т.п.
Политическая - с деятельностью государства и его органов,  законами, которые они
принимают и исполняют, политическими партиями и т.д. Социальная сфера охватывает
отношения, связанные с делением общества на группы, классы слои категории и т.п.
по разным  признакам. Духовная сфера - это деятельность в сфере религии,  науки,
искусства и т.п.
БИЛЕТ 12.
Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
Уже за  много веков до нашей эры людей стали волновать вопросы,  на которые
трудно ответить и сегодня. Куда движется общество: вперёд к лучшему или напротив
лучше было раньше?  Подчиняется ли история строгим законам, неподвластным людям,
или вся она - игра случая? Каковы идеальные общества и государства? И много дру-
гих вопросов.
     Одной из старейших наук об обществе можно считать историю. Наиболее серьёз-
ные исторические произведения древности были созданы в Китае, Греции и Риме. Ин-
терес к человеку был одной из главных причин появления философии.  Философы  Ки-
тая, Индии,  Греции  ставили очень серьёзные проблемы,  волнующие нас и сегодня:
есть ли жизнь после смерти?  что есть добро и зло? какими должны быть справедли-
вые законы? и т.д.
     Давно родилась и наука о политическом устройстве обществ и государств,  ко-
торую теперь  называют политология.  Особенно большой вклад в неё сделал Аристо-
тель, оставивший интересные рассуждения о таких формах правления,  как монархия,
демократия и олигархия.
     Там, где существует государство,  должно быть и право. А с ним появляется и
наука о законах - правоведение.  Сильные правоведы были в Китае и,  особенно,  в
Риме.
     В средине  века  общественные  науки  развивались  слабее.  В  Европе этому
способствовала деятельность религии. Учёные того времени смутно представляли се-
бе природу  общественных отношений,  причины расцвета и упадка государств и объ-
ясняли всё главным образом провидением господним или злым умыслом государей.
     Быстрое развитие знаний об обществе начинается с нового времени,  15-17 ве-
ков, во многом благодаря духовной и политической борьбе с засилием  католической
церкви. Этот  период получил название возрождения,  то есть обращения к наследию
греков и римлян.
     В трудах  Томаса  Гоббса,  Джона Локка и ряда других философов 17 века были
выдвинуты интересные мысли об устройстве государства,  которые получили  оконча-
тельное развитие в 18 веке.  Среди них идея общественного договора,  которую ак-
тивно разрабатывал Жан Жак Руссо. Согласно ей, государство возникло в результате
договора между народом и государём.  Отсюда делался вывод о том, что плохого ко-
роля народ вправе свергнуть. Шарль Луи Монтескье дал обоснование мысли о необхо-
димости разделения властей,  чтобы избежать тирании и создать более справедливое
государство. С помощью американских мыслителей эти положения нашли  практическое
воплощение в  конституции США 1787 года.  Восемнадцатый век часто называют веком
просвещения, так как лучшие его представители считали,  что главное  препятствие
на пути человеческому счастью - невежество и предрассудки людей, поэтому они ак-
тивно выступали против церкви.
     По-настоящему общественные науки сложились в 19 веке.  Подняты были вопросы
о роли географической среды,  об источниках и движущих силах  развития  обществ,
периодизации истории  и  т.д.  В  трудах Канта и Спенсера общество предстало как
единый социальный организм,  в котором всё взаимосвязанно. Родилась наука социа-
логия. Наиболее видными её представителями были Вебер, Сорокин и другие.
     Наша российская наука также внесла много важного в мировую науку, но, к со-
жалению, господство  марксистко-ленинской  идеалогии,  которую нельзя было никак
критиковать, исказило и приостановило развитие обществоведения. Наиболее извест-
ными были  такие  историки как Соловьёв,  Ключевский,  такие философы как Франк,
Бердяев и другие.
     Общественных наук много. Вот главные из них: социальная философия исследует
наиболее общие законы,проблемы и явления истории,общества и морали. Социалогия -
наука об  устройстве  и жизни общества как системы отдельных его частей и групп.
Политическая экономия - наука о  законах  и  особенностях,  связанных  с  произ-
водством, обращением денег и товаров, установлением цен и т.д. История рассказы-
вает о развитии отдельных стран, обществ и эпох. Этнография - наука, описывающая
быт, нравы, поведение и жизнь отдельных народов. Правоведение изучает законы.
     Сегодня общественные науки вырабатывают важные рекомендации и советы по уп-
равлению обществом, они способны в некоторой степени предсказать экономическое и
политическое развитие и помогают планировать жизнь.
Далее
Назад
Используются технологии uCoz