Билеты по обществознанию, продолжение 1 ст.
БИЛЕТ 7.
Конституция Российской Федерации. Политические реформы в России.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным
голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года после драматических событий
сентября-октября этого же года. К сожалению, её проект в условиях политической
борьбы переписывался несколько раз. В результате в ней есть существенные недос-
татки, которые всё более дают себя знать.
Конституция состоит из преамбулы,то есть введения и двух разделов. Первый -
основной, как бы постоянный. Второй говорит о порядке вступления данной Консти-
туции в силу.
Основы конституционного строя России таковы: 1)она демократическое федера-
тивное правовое государство с республиканской формой правления, вся власть в ко-
тором исходит от народа, последний избирает органы власти; 2)высшей ценностью
объявлены чнловек, его права и свободы, а государство берёт на себя обязанность
создать достойные для жизни условия; 3)Россия - федеративное государство, кото-
рое состоит из республик, краёв и областей. Все они имеют местные законы, органы
власти. Но Конституция охраняет целостность страны; 4)в стране признаны все виды
собственности, политическое многообразие и многопартийность.
Глава 2 подробно рассказывает о правах и свободах граждан России. Во-пер-
вых, права не должны использоваться так, чтобы они нарушали права и свободы дру-
гих лиц. Во-вторых, каждый обязан платить налоги. В-третьих, - беречь природу.
В-четвёртых, - защищать Отечество и в соответствии с законом служить в вооружён-
ных силах. Права и свободы людей могут быть ограничены законом только в той ме-
ре, в которой необходимо для защиты основ конституционного строя, нравствен-
ности, обеспечения обороны страны и т.д.
Глава 3 говорит о том, какие республики, области и края входят в состав
России; что на её территории государственным языком является русский, а на тер-
ритории республик - могут быть и местные языки.
Главы 4-8 рассказывают об органах власти в России. Здесь предусмотрено раз-
деление властей. Самыми большими полномочиями наделён президент. Он - верховный
главнокомандующий, фактически формирует правительство, в ряде случаев имеет пра-
во распустить Государственную Думу и т.д. Сместить президента досрочно очень
сложно.
Главным законодательным органом является Федеральное собрание. Оно состоит
из двух палат. Верхняя - совет Федерации - составляется из руковолителей местных
органов, и нижняя (Государственная Дума), половина депутатов которой избирается
по партийным спискам, а половина - в округах в личной борьбе. Каждый законопро-
ект должны утверждать обе палаты, но есть вопросы, которые вправе рещать либо
только одна, либо другая палаты.
Правительство состоит из председателя, его заместителей, министров и руко-
водителей ведомств. Оно руководит всей текущей жизнью, должно проводить в жизнь
принятые законы, но подчиняется главным образом президенту.
На местах могут быть различные органы власти. В республиках это часто пре-
зидент, правительство, Дума. В краях и областях - глава администрации, Дума.
Согласно Конституции судьи независимы, подчиняются только закону. Конститу-
ционный суд вправе отменить любой закон или указ, если он не соответствует
Конституции. Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законности.
С 1985 года в России начались многочисленные реформы, в том числе и полити-
ческие. Очень важными были отмена цензуры, провозглашение свободы слова и печа-
ти. Важнейшей реформой стали первые свободные выборы в 1989 году. С этого момен-
та ведётся новейшая история российского парламентаризма, прерванная в ходе граж-
данской войны. Съезд народных депутатов и Верховный Совет приняли много полезных
законов. Политические изменения во многом оказали влияние на распад СССР. 19 ав-
густа 1991 года ряд высших руководителей СССР попытался совершить государствен-
ный переворот. Эти люди добились лишь того, что центральная власть вовсе ослаб-
ла. Президент СССР М. С. Горбачёв ушёл в отставку. Политические реформы в России
продолжались: расширялись свободы, возникли партии, ушла в прошлое руководящая
роль КПСС. Однако в России началось противостояние между исполнительной и зако-
нодательной властью, которое закончилось государственным переворотом, произве-
дённым президентом Ельциным. Своим указом от 21 сентября 1993 года он распустил
съезд народных депутатов и Верховный совет и назначил новые выборы. В Москве на-
чались волнения сторонников верховного совета, после чего войска расстреляли Бе-
лый Дом. 12 декабря 1993 года были произведены новые выборы и одновременно была
принята новая конституция, увеличившая полномочия президента.
БИЛЕТ 8.
Личность и общество на рубеже XX-XXI веков.
Личность и общество. Сколь изменчивы их отношения на протяжении истории. Но
в целом мы видим два полюса. На одном - всесильный властитель, который заявляет:
"Государство - это я!", может казнить и миловать, а на другом миллионы людей,
каждый из которых в отдельности - ничто, песчинка, жалкий раб, червь. И лишь в
меньшинстве государств и для меньшинства людей возникает идея прав человека, ко-
торых нельзя лишить просто так, по прихоти, по произволу.
Постепенно, по мере развития частной собственности и демократии, она укреп-
ляется и распространяется на всё большее число стран и людей. Но ещё трудно: че-
рез конфликты, войны, революции. После второй мировой войны она делает достояни-
ем человеческого сообщества. А затем (вместе с уменьшением войн, числа диктатур,
ростом благосостояния) права личности в разных обществах незыблемыми и многооб-
разными. Но в соотношении личности и общества важны не только права первой.
Разумеется, страшно, когда власть представляет судьбу индивида, как колёсик
и винтик огромной государственной машины, который, если сломается - заменят. К
осознанию прав личности на свободу и счастье люди шли так долго, что отказаться
от этого невозможно. Однако же человек живёт не сам по себе. Во-первых он обязан
соблюдать определённые законы. К несчастью, даже этого не делают очень многие.
Во-вторых, есть ещё и некоторые моральные обязательства перед обществом, госу-
дарством и всем человечеством. И вот тут-то дела и того хуже. Больше нет силы
приказа и авторитета церкви. Как же побудить людей соблюдать нравственные нормы?
Тех, кто способен сам полностью контролировать себя, к сожалению меньшинство.
Зато эгоизм других может быть беспределен. И если значительная часть населения
рассуждает: "После нас - хоть потоп!", то что они оставят потомкам? Почему один
человек, скажем богач в США, может потреблять энергии, воздуха, воды и пр. (на
своё обслуживание), столько, сколько тысячи других. Ведь это общечеловеческие
ресурсы? Кто захочет рожать и воспитывать людей, если все будут только гнаться
за любовными удовольствиями? Кто станет творить для будущего? А как относиться к
тем, кто не уважает общество? Если кто-то сознательно губит своё здоровье (ска-
жем, наркотиками), то почему за счёт других должны его лечить? А если должны, то
как избавиться от подобных ситуации? А как совместить гуманность и рост числа
психически неуравновешенных людей, способных к насилию? А ведь один единственный
маньяк способен годами держать в страхе целый город. А один террорист пугать
страну. Как же совместить свободу и общую безопасность, милосердие и справедли-
вость, гуманность и защиту от посягательств? И сколько ещё таких вопросов, на
которые не так легко дать ответ...
Как видно, здесь многообразная, бесконечная проблема баланса прав и обязан-
ностей, свободы и ответственности. Только в современных условиях она очень ус-
ложнилась ещё соотношением национальных и общечеловеческих интересов.
Думается, что при всём уважении к свободам и правам, общество и человечест-
во в целом не имеют право во имя собственной безопасности, нормального развития
и будущего слишком сильно отпускать "вожжи", сдерживающие эгоизм людей. Они
должны найти способы более гармоничного сочетания личных и общественных интере-
сов. Как и когда это случилось? Трудно сказать.
Однако очевидно, что только правильное сочетание свободы и ответственности,
которая есть, и ощущение сопричастности к судьбам страны и мира, может позволить
решить эти проблемы. Чем лучше будет поставлено образование, семейное и прочее
воспитание, борьба за здоровый образ жизни, тем легче удастся побудить общест-
венное мнение и каждого человека к созданию атмосферы, в которой бы эгоистичные
индивидумы не могли транжирить общее богатство, развращать общество, выставлять
на показ собственное бесстыдство. Нормальный человек должен рассуждать так: по-
зорно, если я не в состоянии проконтролировать себя и буду сидеть у других на
шее; недостойно, что так расточительно расходую природные ресурсы и т.д. Очень
важны и стабильность общества и контроль за культурой. Желательно также воспиты-
вать в каждом умеренность в потреблении, убеждение, что по достижении определён-
ного уровня жизни беспрестанно гнаться за тем, чтобы потреблять всё больше и
больше, жертвуя интересами души и сердца, абсурдно. Ведь жизнь, заполненная
только желанием постоянно менять хорошие, добротные вещи на новые, покупать и
покупать без конца, не имеет высокого смысла, недостаточно моральна.
Следовательно, на рубеже XX и XXI веков каждый человек должен осознать себя
не просто личностью, которой даны права и свободы, а и ответственность граждани-
на своей страны и члена всего человеческого сообщества, смысл жизни которого не
сводится только к удовлетворению собственных целей (часто больше никому не важ-
ных, а то и вовсе вредных). Его задача - найти возможность быть полезным не
только себе и своей семье, но и обществу.
БИЛЕТ 9.
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни
новых государств. И этот процесс продолжается. Неудивительно, что национальные
отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные,
вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет
и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как
всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие
собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив -
господствующие народы стремятся подавить такие желания.
В мире возникает очень много проблем от агрессивного национализма. Нередко
он принимает форму религиозной нетерпимости (фундаментализма). Это больше
касается мусульман (например, палестинских арабов, Ирана, Алжира и др.), но
встречается и среди других религий. Часто он идёт рука об руку с терроризмом.
Причём страдают обычно ни в чём не повинные люди. К сожалению, такого рода тер-
роризм имеет место и в России.
Люди издавна живут на планете, группируясь в определённые национальные
сообщества, которые называются этносами. В древности это были роды, племена или
союзы племён. Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации.
На земном шаре многие тысячи наций, народностей, племён. Они имеют свой язык
(или диалект), культуру, исторические особенности, традиции, религии и пр. На-
ции, в отличие от менее развитых общностей, связаны также с единой письменной
культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными эко-
номическими отношениями, системой транспорта связи и мн.др. Некоторые племена
насчитывают меньше тысячи человек, а иные нации - это десятки или даже сотни
миллионов. Но каждая народность неповторима и имеет право на уважение к своим
особенностям. Обычно народы живут не изолированно, а тесно соприкасаются друг с
другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимулируют) в других.
Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои особенности. Про-
исходят и процессы взаимного сближения.
Национальные отношения - понятие сложное. В разных мастах на первый план
могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные
отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли
вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонима-
ние; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности,
или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п.
Важны и формы поддержки национальных особенностей. Есть ли особые школы, газеты,
культурно-национальные организации и т.п. или нет; есть ли какие-то формы госу-
дарственной и политической организации. Бывают национальные партии, движения.
Опыт показал, что попытки дать каждой или ведущим нациям государственное уст-
ройство очень часто оказываются неудачными. Это в определённый период может
вести к расколам, недовольствам со стороны других провинций, понижению прав не-
коренного населения в национально-государственных образованиях. Всё это отчётли-
во проявилось в республиках СССР, который раскололся именно по национальным со-
юзным республикам.Затем и отдельные республики столкнулсиь с национальными проб-
лемами внутри себя. Множество русских, например, в Молдавии, Крыму, Прибалтике,
в той или иной форме противостоят теперь господствующим нациям. А в восточных
республиках порой подвергаются притеснениям. В результате появились миллионы бе-
женцев, людей, бросивших всё нажитое и оставшихся ни с чем. В некоторых местах
даже возникли войны: в Грузии (Абхазия, Южная Осетия), в Молдавии, в Карабахе,
Таджикистане. К сожалению, война не минула и Россию: Чечня стала той мятежной
республикой, которая её вызвала.
Но есть и много других проблем в России. Важнейшая - неравноправие между
национальными республиками (бывшими автономиями) и другими областями и краями.
Национальные республики фактически имеют приемущества перед русскими районами.
Это вызывает сепаратизм - движение к независимости или большей независимости в
русских районах (Урала, Дальнего Востока, Сибири), что подрывает единство. А при
кризисе центральной власти грозит неприятностями.
Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев, которые переехали
в Россию, а также тех русских, что живут в странах СНГ. Всё это ещё очень долго
будет давать о себе знать. В заключение отметим, что всё же национальной нетер-
пимости в нашем народе немного.
БИЛЕТ 10.
Политические партии и общественные движения, многопартийная система.
Политические партии - это организации, в которые входят граждане и органи-
зации, которые объединились целью так или иначе влиять на политическую ситуацию,
принятие законов, их исполнение, добиваться каких-то требований и т.д. Партия -
значит часть, то есть она представляет интересы не всего, а лишь определённой
части населения. Такая ситуация, когда в обществе есть несколько или хотя бы две
партии, опирающиеся на своих сторонников и соперничающих за них на выборах, ког-
да действия правящей партии свободно критикуются - это есть основа политического
плюрализма. Иное дело - политические партии, которые становятся единственными,
несменяемыми, срастаются с государством и порабощают общество. Подобными были
КПСС в СССР и нацистская - в фашистской Германии. Хотя они исторически возникают
в странах с многопартийной системой, но они после захвата власти во-первых ста-
новятся орудием полного господства над населением и во-вторых превращаются, по
выражению Сталина, в "орден меченосцев": в них нет выборности, сменяемости или
всё это делается чисто формально. В странах демократии партии отражают интересы
каких-то групп и слоёв. Иногда они сознательно опираются только на определённые
национальность, провинцию, класс (например, рабочих, крестьян), возрастную или
расовую группу (например, молодёжь, негров) и т.д. Но многие объединяют всех лю-
дей, имеющих сходные убеждения или интересы (социалистические, христианские и
т.д.). Нередко между соперничающими партиями различия небольшие (особенно в слу-
чаях двухпартийной системы). Очень много людей, кто не относит себя к сторонни-
кам ни одной ни другой партии.
Как устроены политические партии? Одни с жёсткой структурой, обязательными
взносами и подчинением ниже стоящих организаций выше стоящим. Другие состоят как
бы из сравнительно небольшого ядра и сочувствующих, при этом нет строгой центра-
лизации и многих партийных символов.
Не оформленные организационно-политические силы можно назвать движениями.
Иногда это совместные действия ряда обществ и партий, иногда - формы объединения
групп населения, имеющих что-то общее в своём положении (например, студенческое,
женское движение), либо сплотившиеся на основе совместного интереса. Таковы дви-
жения "зелёных", за мир, против массовых увольнений и т.д. Различия между парти-
ями и движениями порой нечётки. В странах, где нет демократии, также есть об-
щественные движения, но они несвободны и действуют под контролем правящей партии
и государства. Существование более одной партии - основа демократии. В Японии
после войны и до 90-х годов на выборах удавалось постоянно побеждать одной и той
же партии (либерально-демократической), а другие получали меньше голосов и в
парламенте составляли оппозицию. Классической и весьма устойчивой является двух-
партийная система. При этом хотя партий более двух, и малые партии получают
иногда места в парламенте, у власти попеременно бывают только две. Такая систе-
ма, например, в Англии и США.
В других странах, например, во Франции, Италии существует множество партий,
так что одной какой-то трудно победить, и после выборов они создают блоки, с по-
мощью которых и формируют правительства. Но такие правительства неустойчивы.
В других странах партии также незаменимы при выборе президентов, губернато-
ров мэров и т.д. Людям трудно определить достоинство кандидатов, тем более если
они раньше о них не слышали. Зато партии известны им давно, что напоминает тор-
говую марку фирмы в бизнесе: если она вам знакома, то и товар берёте без опаски.
В России ещё не сложились партии классического типа. Сегодня их зарегистри-
ровано множество, но в основном - это мелкие и малосвязанные с населением поли-
тические группы. Наиболее организованные считаются коммунисты, однако постепенно
выделяются и другие достаточно организованные партии: Либерально-демократи-
ческая, Демократический выбор России и другие. Однако они ещё неустойчивы, дер-
жатся на лидере, а потому могут разделиться, распасться или объединиться с дру-
гими в любое время. Идёт своего рода броуновское движение, которое возможно лет
через десять приведёт к нормальной многопартийной системе.
БИЛЕТ 11.
Понятие общества. Сферы общественной жизни.
Понятие общества очень многозначно. Так называют и собрание, скажем, люби-
телей почтовых марок (общество филателистов), и всё человечество. Иной раз этот
термин употребляют как противопоставление к природе. В самом широком смысле это
какое-то достаточно устойчивое объединение людей. Причём не механическое, а име-
ющее определённое устройство (структуру).
Из множества значений слова мы остановимся на том, которое тесно связано с
понятием "государство". В этом случае обществом можно назвать граждан определён-
ной страны.
Вокруг определения государства идёт множество споров. В целом под ними сле-
дует понимать особо сложную организацию, которая осуществляет свою власть на оп-
ределённой территории с помощью специальных учереждений, законов и принуждения и
обладает суверенитетом, то есть независимостью в своих действиях от других госу-
дарств.
В современных условиях общество не может существовать вне или без госу-
дарства. Меняются границы страны, меняется её общество. Так, когда существовал
СССР, можно было говорить о советском обществе. Вместо СССР теперь два десятка
стран и соответственно возникло столько же обществ.
Рассмотрим важнейшие черты общества. Итак, оно должно находится на опреде-
лённой территории, на которой ведётся хозяйственная деятельность. Очень важно
понять, что оно группируется вокруг какой-то силы, власти, властного центра, бу-
дет ли это император, президент, ЦК КПСС, парламент и т.д. Стоит этому центру
ослабнуть, как государство и общество могут распасться. Пример СССР тому яркое
подтверждение. Но кроме силы и власти должны быть и иные связи. Очень важны -
экономические, когда потоки товаров, денег и капиталов подобно кровообращению
связывают весь организм. Совершенно обязательно, чтобы люди могли понимать друг
друга. Отсюда крепкие узы - принадлежность к одной нации с единым языком. Поэто-
му многонациональные государства менее прочны, чем однонациональные. Должно быть
и общественное самосознание (когда люди относят себя к данному обществу и госу-
дарству) Исключительно важно для сплочения наличие единых законов, органов, пра-
вил. Действительно, общество во многом напоминает биологический организм: ведь в
нём не случайные связи, а сложная отрегулированная система органов, отношений,
элементов, частей, различных материальных и духовных потоков, многообразно вли-
яющих друг на друга. Теперь можно дать окончательное определение общества в том
смысле, в котором мы его изобразили (в тесной увязке с государством). Общество -
это сложная система, которая объединяет людей, различные группы, организации,
силы и т.п. таким образом, что всё находится в тесном единстве и взаимосвязи.
Общество неразрывно с государством, поскольку располагается на определённой тер-
ритории и имеет центр, вокруг которого группируется. Действительно, общество
можно условно разделить на несколько частей (подсистем), внутри которого сущест-
вует более тесное единство. Например производство и распределение материальных
благ, очевидно, ближе друг к другу, чем производство и поэзия. Такие более близ-
кие области жизни принято называть сферами общественной жизни. Обычно выделяют
экономическую (материально-производственную), политическую (политико-правовую),
социальную и духовную (духовно-нравственную) сферы. Экономическая сфера связана
с производством, собственностью, распределением благ, денежным обращением и т.п.
Политическая - с деятельностью государства и его органов, законами, которые они
принимают и исполняют, политическими партиями и т.д. Социальная сфера охватывает
отношения, связанные с делением общества на группы, классы слои категории и т.п.
по разным признакам. Духовная сфера - это деятельность в сфере религии, науки,
искусства и т.п.
БИЛЕТ 12.
Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
Уже за много веков до нашей эры людей стали волновать вопросы, на которые
трудно ответить и сегодня. Куда движется общество: вперёд к лучшему или напротив
лучше было раньше? Подчиняется ли история строгим законам, неподвластным людям,
или вся она - игра случая? Каковы идеальные общества и государства? И много дру-
гих вопросов.
Одной из старейших наук об обществе можно считать историю. Наиболее серьёз-
ные исторические произведения древности были созданы в Китае, Греции и Риме. Ин-
терес к человеку был одной из главных причин появления философии. Философы Ки-
тая, Индии, Греции ставили очень серьёзные проблемы, волнующие нас и сегодня:
есть ли жизнь после смерти? что есть добро и зло? какими должны быть справедли-
вые законы? и т.д.
Давно родилась и наука о политическом устройстве обществ и государств, ко-
торую теперь называют политология. Особенно большой вклад в неё сделал Аристо-
тель, оставивший интересные рассуждения о таких формах правления, как монархия,
демократия и олигархия.
Там, где существует государство, должно быть и право. А с ним появляется и
наука о законах - правоведение. Сильные правоведы были в Китае и, особенно, в
Риме.
В средине века общественные науки развивались слабее. В Европе этому
способствовала деятельность религии. Учёные того времени смутно представляли се-
бе природу общественных отношений, причины расцвета и упадка государств и объ-
ясняли всё главным образом провидением господним или злым умыслом государей.
Быстрое развитие знаний об обществе начинается с нового времени, 15-17 ве-
ков, во многом благодаря духовной и политической борьбе с засилием католической
церкви. Этот период получил название возрождения, то есть обращения к наследию
греков и римлян.
В трудах Томаса Гоббса, Джона Локка и ряда других философов 17 века были
выдвинуты интересные мысли об устройстве государства, которые получили оконча-
тельное развитие в 18 веке. Среди них идея общественного договора, которую ак-
тивно разрабатывал Жан Жак Руссо. Согласно ей, государство возникло в результате
договора между народом и государём. Отсюда делался вывод о том, что плохого ко-
роля народ вправе свергнуть. Шарль Луи Монтескье дал обоснование мысли о необхо-
димости разделения властей, чтобы избежать тирании и создать более справедливое
государство. С помощью американских мыслителей эти положения нашли практическое
воплощение в конституции США 1787 года. Восемнадцатый век часто называют веком
просвещения, так как лучшие его представители считали, что главное препятствие
на пути человеческому счастью - невежество и предрассудки людей, поэтому они ак-
тивно выступали против церкви.
По-настоящему общественные науки сложились в 19 веке. Подняты были вопросы
о роли географической среды, об источниках и движущих силах развития обществ,
периодизации истории и т.д. В трудах Канта и Спенсера общество предстало как
единый социальный организм, в котором всё взаимосвязанно. Родилась наука социа-
логия. Наиболее видными её представителями были Вебер, Сорокин и другие.
Наша российская наука также внесла много важного в мировую науку, но, к со-
жалению, господство марксистко-ленинской идеалогии, которую нельзя было никак
критиковать, исказило и приостановило развитие обществоведения. Наиболее извест-
ными были такие историки как Соловьёв, Ключевский, такие философы как Франк,
Бердяев и другие.
Общественных наук много. Вот главные из них: социальная философия исследует
наиболее общие законы,проблемы и явления истории,общества и морали. Социалогия -
наука об устройстве и жизни общества как системы отдельных его частей и групп.
Политическая экономия - наука о законах и особенностях, связанных с произ-
водством, обращением денег и товаров, установлением цен и т.д. История рассказы-
вает о развитии отдельных стран, обществ и эпох. Этнография - наука, описывающая
быт, нравы, поведение и жизнь отдельных народов. Правоведение изучает законы.
Сегодня общественные науки вырабатывают важные рекомендации и советы по уп-
равлению обществом, они способны в некоторой степени предсказать экономическое и
политическое развитие и помогают планировать жизнь.
Далее
Назад
Используются технологии
uCoz