Билеты по обществознанию
БИЛЕТ 1.
Понятие общества. Сферы общественной жизни.

  Понятие общества очень многозначно.  Так называют и собрание, скажем, люби-
телей почтовых марок (общество филателистов),  и всё человечество. Иной раз этот
термин употребляют как противопоставление к природе.  В самом широком смысле это
какое-то достаточно устойчивое объединение людей. Причём не механическое, а име-
ющее определённое устройство (структуру).
   Из множества значений слова мы остановимся на том,  которое тесно связано с
понятием "государство". В этом случае обществом можно назвать граждан определён-
ной страны.
  Вокруг определения государства идёт множество споров. В целом под ними сле-
дует понимать особо сложную организацию, которая осуществляет свою власть на оп-
ределённой территории с помощью специальных учереждений, законов и принуждения и
обладает суверенитетом, то есть независимостью в своих действиях от других госу-
дарств.
   В современных условиях общество не может существовать  вне  или  без  госу-
дарства. Меняются границы страны,  меняется её общество.  Так, когда существовал
СССР, можно было говорить о советском обществе.  Вместо СССР теперь два  десятка
стран и соответственно возникло столько же обществ.
   Рассмотрим важнейшие черты общества.  Итак, оно должно находится на опреде-
лённой территории,  на  которой ведётся хозяйственная деятельность.  Очень важно
понять, что оно группируется вокруг какой-то силы, власти, властного центра, бу-
дет ли это император,  президент,  ЦК КПСС,  парламент и т.д. Стоит этому центру
ослабнуть, как государство и общество могут распасться.  Пример СССР тому  яркое
подтверждение. Но  кроме  силы и власти должны быть и иные связи.  Очень важны -
экономические, когда потоки товаров,  денег и капиталов  подобно  кровообращению
связывают весь организм.  Совершенно обязательно, чтобы люди могли понимать друг
друга. Отсюда крепкие узы - принадлежность к одной нации с единым языком. Поэто-
му многонациональные государства менее прочны, чем однонациональные. Должно быть
и общественное самосознание (когда люди относят себя к данному обществу и  госу-
дарству) Исключительно важно для сплочения наличие единых законов, органов, пра-
вил. Действительно, общество во многом напоминает биологический организм: ведь в
нём не случайные связи,  а сложная отрегулированная система органов,  отношений,
элементов, частей,  различных материальных и духовных потоков, многообразно вли-
яющих друг на друга.  Теперь можно дать окончательное определение общества в том
смысле, в котором мы его изобразили (в тесной увязке с государством). Общество -
это сложная система,  которая объединяет людей,  различные группы,  организации,
силы и т.п.  таким образом,  что всё находится в тесном единстве и  взаимосвязи.
Общество неразрывно с государством, поскольку располагается на определённой тер-
ритории и имеет центр,  вокруг которого  группируется.  Действительно,  общество
можно условно разделить на несколько частей (подсистем), внутри которого сущест-
вует более тесное единство.  Например производство и распределение  материальных
благ, очевидно, ближе друг к другу, чем производство и поэзия. Такие более близ-
кие области жизни принято называть сферами общественной жизни.  Обычно  выделяют
экономическую (материально-производственную),  политическую (политико-правовую),
социальную и духовную (духовно-нравственную) сферы.  Экономическая сфера связана
с производством, собственностью, распределением благ, денежным обращением и т.п.
Политическая - с деятельностью государства и его органов,  законами, которые они
принимают и исполняют, политическими партиями и т.д. Социальная сфера охватывает
отношения, связанные с делением общества на группы, классы слои категории и т.п.
по разным  признакам. Духовная сфера - это деятельность в сфере религии,  науки,
искусства и т.п.
БИЛЕТ 2.
Глобальные проблемы и современные пути их решения.
    Глобальные - значит самые крупные,  всеобщие, касающиеся всего человечества
проблемы. Все они тесно взаимосвязаны, могут быть решены лишь в комплексе. Самые
главные проблемы: 1.экологическая, то есть охраны и сохранения окружающей среды;
2.бедных и богатых стран; 3.роста населения планеты при ограниченности её ресур-
сов; 4.предотвращения термоядерной войны или применения других средств массового
поражения; 5.технологической  безопасности  производства;  6.ограничения  темпов
экономического роста;  7.ряд  других.  Каждая из них распадается на великое мно-
жество составляющих её менее крупных проблем.													
    Экологическая проблема  -  одновременно  и забота каждой страны,  и всех их
вместе. Ведь можно отгородиться политическими принципами,  но  как  перегородить
атмосферу или океан?  Выделим в ней два аспекта: 1.безопасность людей, поскольку
они постоянно дышат воздухом,  поглащают с пищей яды,  пьют испорченную  воду  и
т.п. 2.природа  не  выдерживает  нагрузки в результате возрастающей деятельности
человека, она деградирует:  уменьшаются площади лесов, количество зверей и птиц,
отравляются вода,  почва; количество углекислоты увеличивается, а это грозит из-
менением климата;  появляются опасные микроорганизмы и т.п.  Словом,  если и  не
случится экологической катастрофы, то люди останутся на обезображенной планете.
    Главное, что необходимо:  1.чтобы каждая страна  соблюдала  технологическую
безопасность, поскольку  любая авария (или война) может нанести страшный удар по
природе, даже подтолкнуть экологическую катастрофу.  Достаточно вспомнить только
взрыв на Чернобыльской АЭС.  Но технологическая безопасность - это вообще огром-
ный комплекс мер, которые уменьшают вредное влияние на природу и человека. Необ-
ходимо стремиться к тому,  чтобы потреблять меньше природных ресурсов, создавать
такие технологии,  в которых меньше отходов,  а последние использовать как сырьё
для других  производств,  направлять  силы  на  охрану и восстановление природы.
2.государства должны между собой договориться об общих мерах,  подходах и нормах
охраны природы,  а также выработать формы контроля и воздействия на нарушителей.
3.так или иначе мировое сообщество должно думать или о снижении темпов  экономи-
ческого роста (иначе планете не выдержать), или о том, чтобы производство посте-
пенно приобретало экологически менее опасный характер.
    Итак, вы  убедились,  что глобальные проблемы взаимосвязаны.  Одна из самых
главных сложностей при решении любой из них - большой разрыв в развитии и уровне
жизни между развитыми и слаборазвитыми странами, среди которых есть просто полу-
дикие, полупервобытные. К бедным относятся почти все страны Африки, Многие госу-
дарства Азии  и Океании,  ряд держав Латинской Америки.  Бывшие республики СССР,
государства Восточной Европы,  часть стран Азии и Латинской  Америки  составляют
группу среднеразвитых.  США, Западная Европа, Япония и ещё некоторые - это бога-
тые государства.
   Сближение уровня развития очень желательно.  Иначе просто не решить общече-
ловеческих проблем. Ведь если образ жизни будет очень разным, усилится непонима-
ние, взаимные претензии и т.п. Где же тут договоришься? Уже сегодня пороки одних
стран чувствительно бьют по другим.  Таков международный терроризм,  болезни,  в
том числе  и  СПИД.  Рост  населения,  бедность гонят из отсталых стран миллионы
эмигрантов и беженцев,  которые обременяют развитые державы, создают питательную
среду для преступности,  мафии, наркомании и т.п. Надо отметить, что ООН, другие
организации и богатые страны много делают для помощи отсталым,  но ситуация пока
выравнивается плохо. В настоящее время опасность термоядерной войны уменьшилась.
Но достаточно велика опасность попадания ядерного оружия в руки агрессивных  ре-
жимов, а то и террористов.  Есть опасность также применения химического и бакте-
риального оружия.  Однако мировое сообщество здесь всё же  осуществляет  строгий
контроль. Существует, как сказано, и ряд других проблем.
БИЛЕТ 3.
Государство и экономика.
   Истории известно  несколько  типов взаимоотношений государства и экономики.
Нередко правители не вникали в хозяйственную жизнь,  а довольствовались тем, что
собирали  налоги (дань) с крестьян и торговцев.  В других странах (таких как Ки-
тай) государство контролировало производственный процесс,  иногда даже объявляя,
когда сеять  и убирать зерно.  Кое-где налоги были щадящими,  в других случаях -
разоряли народ. В период свободной конкуренции капиталисты требовали, чтобы пра-
вительство ни во что не вмешивалось,  а только выполняло роль "ночного сторожа",
то есть поддерживало порядок.  В СССР  всякая  хозяйственная  деятельность  была
государственным делом. И т.д.
    Однако в современную эпоху соотношение экономики и  государства  во  многом
иное, чем было раньше. Сейчас всё так тесно переплетено, что малейший сбой в од-
ном секторе может очень чувствительно отозваться в других, вызвать экономический
кризис, падение производства, безработицу. Даже разорение одной крупной компании
способно ударить по всей стране.  Серьёзная авария - тоже.  Неприятности в одной
державе нередко отзываются и в других. Кроме того, чтобы хозяйство нормально су-
ществовало, нужно поддерживать и развивать образование, науку, культуру, медици-
ну, связь,  делать различные исследования и т.п. На всё это требуются гигантские
средства, которые собираются из налогов. Но размер и порядок их сбора очень вли-
яют на  объёмы и темпы роста производства,  и государство не может это не учиты-
вать. Наконец, денежное обращение: количество денег, способы их обмена и обраще-
ния контролируются государством, что также сильно сказывается на бизнесе. С дру-
гой стороны,  современные товары,  в отличие от того, что было раньше, во многом
обладают для  покупателей  неизвестными  свойствами и при недобросовестности или
ошибке производителей  и  продавцов  могут  принести  большой  вред  покупателю,
особенно лекарства и пищевые продукты. Значит, необходимо регулировать и контро-
лировать качество и безопасность десятков тысяч товаров.  Необходимо также смот-
реть, чтобы  промышленность и сельское хозяйство не загрязняли и не портили при-
роду. Это тоже никто не сделает, кроме государства.
   Однако если власти станут вмешиваться в каждую мелочь, то, во-первых, нужно
будет очень много служащих и средств, во-вторых, это убьёт инициативу и предпри-
имчивость. Поэтому современное государство в своих отношениях с экономикой исхо-
дит из следующих принципов:
    1.Всё, что может нормально развиваться без вмешательства государства, долж-
но делаться частными лицами и корпорациями.
    2.Государство старается помогать им, создавая правопорядок, щадящие налоги,
стабильность, защищая их интересы в переговорах с другими странами и т.п.
    3.Совершая разнообразные действия,  правительство не должно упускать из ви-
ду, как они отразятся на экономике (например,  политика в отношении въезда и вы-
езда из страны, международные соглашения и т.п.).
    4.Есть множество вещей, которые никто не сделает вообще или не сделат лучше
государства. В иные нельзя никого допускать (например,  печатание денег), в дру-
гих - полезно сотрудничать с частным капиталом (образование, медицинское обеспе-
чение, связь и др.).
    5.Государство также осуществляет контроль за безопасностью производства.
    Сама по себе безкризисно экономика развиваться не может.  Её приходится ре-
гулировать. Но делать это следует осторожно.  Главными способами такого  влияния
являются: а)денежное обращение.  Иногда правительство сознательно допускает инф-
ляцию в небольших размерах,  чтобы повысить спрос,  создать своего рода "смазку"
или, напротив, сокращает количество денег в обороте; б)налоги. С их помощью мож-
но ускорить или затормозить (если рост слишком большой) развитие  отдельных  от-
раслей и  всей экономики;  в)если с помощью налогов государство перераспределяет
доходы отдельных групп населения,  то окончательно их формирует  путём  оказания
социальной помощи  малоимущим;  г)кредиты  для  поддержки отдельных отраслей или
предприятий; д)заказы  на  строительство  школ,   дорог,   вооружение   и   пр.;
е)собственно государственные предприятия, роль которых в некоторых странах высо-
ка; ж)разработка различных программ:  переобучение людей тех профессий,  которые
уже не  нужны,  и  подготовка  специалистов дефицитных направлений;  другие меры
борьбы с безработицей; планирование и рекомендации фирмам и т.п.; з)установление
различных нормативов  (например,  предельно допустимых выбросов загрязняющих ве-
ществ), безопасности,  социальных норм (ограничение рабочей недели,  минимальный
заработок и т.п.);  и)правительство решает, какие районы страны нуждаются в осо-
бой помощи;  к)оно контролирует вложения в экономику национальных  и  зарубежных
капиталов. И т.д.  В целом, государство стремится ослабить разрушительность кон-
куренции, смягчить кризисы,  безработицу,  регулировать рост и в то же время  не
задавить источник  разсития:  предприимчивость,  частный интерес,  изобретатель-
ность, новаторство.
БИЛЕТ 4.
Гражданское общество и государство.
    Существовали государства,  в которых каждый шаг жителей, каждое их действие
попадало или могло попасть под надзор чиновников.  Переселение, выбор профессии,
передача по наследству имущества, исполнение религиозных обрядов и т.д.
    Наше советское государство,  особенно в сталинский период,  было именно та-
ким. Там гражданин должен был,  если приказано, требовать смерти ни в чём не по-
винных людей,  вступать в различные общества,  отдавать часть зарплаты взаймы  и
т.д. И уж ни в коем случае открыто не осуждать действия власти и партии. Извест-
но немало примеров,  когда подобную полицейскую роль государства с успехом заме-
няла церковь,  либо феодал,  владелец крепостных,  либо руководство крестьянской
общины. Словом,  человек как личность до 17-18 веков почти нигде не обладал сво-
бодой, защищённой законом, а произвол властей был огромным.
    В 18-19 веках постепенно формировалось то,  что называется гражданским  об-
ществом в некоторых странах Европы и США.  В настоящее время смысл этого понятия
таков: государство не регулирует всю жизнь общества с помощью приказов и  чинов-
ников, а  только  строго обусловленную законом сферу.  Огромные области деятель-
ности оставляются как бы на естественных ход вещей.  Люди и  неправительственных
организации (коммерческие,  общественные  и другие) стремятся к исполнению своих
целей. Государство считает это их личным делом, не мешая им, но и не беря на се-
бя обязательства за их успех.  Образно говоря,  оно как бы задаёт правила игры с
помощью законов и контролирует их честное исполнение. Но в саму игру оно не вме-
шивается.
    Большая свобода для людей и  организаций  существует  в  выборе  занятости,
места жительства,  вероисповедания, обладания собственностью, вправе объединятся
в организации, высказывать своё мнение и т.д.
    Соотношение между  правовым  обществом  и государством во многом напоминает
связь государства с экономикой.  И это не случайно,  так как среди  прочих  прав
беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью,  заключать любые незап-
рещённые сделки - важнейшее.  Неудивительно, что гражданское общество формирова-
лось параллельно с рыночной экономикой. Задача государства, поддерживая правопо-
рядок, предупреждая разрушительные социальные конфликты,  и т.д. создать наилуч-
шие условия  для  различной  деятельности.  Но люди и организации ясно осознают:
государство и правительство их проблемы решать не будет. Они помогают лишь мало-
обеспеченным.
    В гражданском обществе власть несёт ответственность  перед  избирателями  и
налогоплатильщиками, которые  имеют  возможность  влиять  на  неё через средства
массовой информации, организации, путём различных митингов и т.д. В этом общест-
ве огромную роль играют самодеятельные объединения граждан.  Например, организа-
ции потребителей не надеются только на государственных чиновников,  а сами смот-
рят, какие  товары  плохого  или сомнительного качества и различными действиями,
например, призывами не покупать их,  заставляют недобросовестные  фирмы  исправ-
ляться. Чем больше проблем могут разрешить сами граждане, их коллективы, органи-
зации и т.д.  - тем меньше забот у государства, тем стало быть легче и лучше оно
может решить их, тем дешевле содержание правительства.
    И не случайно в подобном обществе  огромную  роль  играет  суд.  Это  госу-
дарственная организация.  Но  он независим и подчиняется не чиновнику,  а только
закону. Именно через суд граждане и организации разрешают  многочисленные  споры
между собой и оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди
заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы так как очень много
решалось только злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с граж-
данским обществом это недопустимо.
    В России уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в сво-
их полномочиях и обязанностях,  тоталитарного к гражданскому  обществу  (свобода
въезда и выезда,  слова и менния,  занятий и т.д.).  Но,  к сожалению, ещё очень
сильны стремления с одной стороны власти вмешиваться туда,  куда не следовало бы
и наоборот, не делать того, что необходимо, а с другой стороны, люди и организа-
ции всё ещё ждут, что их проблемы решит за них именно власть.
БИЛЕТ 5.
Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современных условиях.
    Духовная  сфера - это  область  явлений  и  отношений, связанных с духовной
культурой: искусством, наукой, религией, другими  сидами  творчества и интеллек-
туальной деятельности (пропаганда, обучение и т.д.).
    Отделить духовную сферу от других - значит  разделить материальную и духов-
ную жизнь, материальную и духовную  культуру. А это  очень  сложно, как и вообще
строго  ограничить  одну  сферу от другой. Главные  особенности явлений духовной
сферы  состоят, во-первых, в том, что основная деятельность происходит именно за
счёт ума и чувств, а все материальные  процессы имеют как бы подсобный характер.
Так, когда  писатель  пишет  роман, он  работает прежде всего своими чувствами и
мыслями, а материальное  оформление текста (будь то гусиным пером, на компьютере
или диктофоне) имеет вторичное прикладное занчение.
    Во-вторых, продукция духовной сферы главным образом предназначена также для
удовлетворения потребностей чувств, души, красоты, ума, морали.
    Понятие  духовной  культуры  может  употребляться в более или менее широком
смысле. Иногда ей считают весь продукт человеческого интеллекта. Но чаще имеют в
виду  лишь  искусство, науку, религию. "Духовная культура - своеобразная целост-
ность искусства, науки, нравственности, религии". Остановимся на таком определе-
нии. К работникам  духовной  культуры обычно относят тех, кого называют интелли-
генцией (особенно  гуманитарная  её часть, не связанная непосредственно с произ-
водством). Другими  словами, тех, чей труд связан главным образом с работой ума,
чувств, нервной системы, и комудля получения профессии необходимо много учиться.
    Задачи, которые  стоят  перед  духовной культурой, многообразны. Это хорошо
видно на  примере  искусства и литературы, о назначении  которых  велись  жаркие
споры. Так, в России в XIX-начале XX вв. одни  считали их общественной трибуной,
а другие полагали, что искусство  существует  для  искусства, то есть для узкого
круга посвящённых.
    Отметим, что в искусстве и прочих областях духовной культуры все задачи ре-
шаются одновременно. Но из многих выделяются наиболее важные, как бы подчиняющие
себе остальные. Иногда духовная культура несёт прежде всего идеологическую (про-
пагандистскую) и воспитательную  нагрузку. Так было, например, у нас в СССР, та-
кую роль выполняли религия и религиозное искусство в некоторые периоды. Но в на-
стоящее  время в развитых странах на первый план вышли такие задачи, как развле-
каткльная и информативная. Это  связано  как с общим  подъёмом роли информации и
многообразия  способов  её  преподнесения, так и с тем, что культурная продукция
всё больше станосится делом коммерции.
    Главные проблемы развития духовной культуры в современных условиях: 1.Через
средства массовой  информации она теперь распространяется не в узком кругу, а на
миллионы, десятки и сотни  миллионов людей. Таким образом, казалось бы, ответст-
венность тех, кто её создаёт, вырастает  неимоверно. Но, напротив, она снижается
чуть не до нуля. Если  хулиган в передаче  позволяет себе на всю страну произно-
сить безобразные  слова, миллионы  зрителей  могут  воспринимать  это как норму.
2.Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некуль-
турных людей ведёт к понижению её уровня, антиморальности (секс, ужасы, насилие,
суеверие и т.п.). При этом произведения высокохудожественные не в состоянии эко-
номически  конкурировать с низкопробными: их нельзя поставить на поток, а созда-
ние требует  значительного времени и аудитория меньше. Это же в большой мере ка-
сается и науки. Какие-нибудь  прикладные вещи, полезные для практики, но с науч-
ной точки зрения  незначительные ценятся гораздо больше, чем серьёзные открытия.
Талантливые люди могут порой нищенствовать, не находя применения шедеврам. А ка-
кая-нибудь  бездарная  певичка, все достоинства  которой в наглости и в том, что
она демонстрирует свои прелести, баснословно богата. В результате происходит от-
ток способных людей от высокой культуры и растрачивание таланта впустую. 3.Разв-
лекательность  убивает  воспитетельную и моральную  сторону культуры. Но без них
она  становится  антигуманной, опасной для  общества и психики людей. Вытеснение
эстрадой, телевидением  прежних форм культурных каналов (театров, даже кинотеат-
ров, книг и пр.) ведёт к оскуднению культурного багажа, к духовной неразвитости.
4.Общая  проблема  всех  стран - сложность поддержки одарённых деятелей культуры
(их трудно  отыскать и определить, а коммерческая отдача от них слаба) - в нашей
стране усугубляется вообще нищенским положением работников культуры.
    Есть и много других  проблем. Они все очень непростые, так просто их не ре-
шить. Главное, что нужно: 1.Правительства и другие ведущие силы должны осознать,
что культура - это не область  отданная на откуп предпринимателям, и что её под-
держка имеет  огромное значение для улучшения психического здоровья нации и осо-
бенно детей, может сдержать рост насилия, преступности, жестокости и т.п. Поэто-
му очень  осторожно, не рубя сплеча, не покушаясь на основы свободы слова, нужно
регулировать  эту  область. 2.Сами люди, родители, патриоты должны объединяться,
чтобы  противостоять  интересам  тех, кто  наживается, эксплуатируя самые низкие
страсти. С другой стороны, нужно  подталкивать предпринимателей к созданию куль-
туры более высокого уровня, искать пути,как сделать такую деятельность доходной.
3.Общество и государство должны  осознать, что надо постепенно повышать отчисле-
ния на образование, науку, воспитание людей. И сейчас, и особенно в будущем, это
будут наиболее перспективные вложения.
БИЛЕТ 6.
Исторический процесс.
    Историческим процессом называется развитие человечества от его появления до
настоящего времени.  Он состоит из огромного количества событий и явлений  очень
многих обществ и стран.  Лучше узнать историю отдельных народов, периодов и сфер
деятельности (например  культуры,  религии)  учёные  стали   пытаться   составив
представление об общем развитии человечества.  Однако надо совершенно ясно пони-
мать, что законы развития человечества отличаются от законов развития  отдельных
обществ. Если,  например, исторический случай решил, что в двадцатом веке Россия
пошла по пути социализма,  это не оззначало,  что и весь мир должен  развиваться
также.
    Разные учёные могут описывать исторический процесс  по-разному.  Уже  давно
историю делят на древнюю,  средневековую,  новую и новейшую.  В Нашей науке было
распространено деление её на пять формаций: первобытно-общинную, феодальную, ка-
питалистическую, коммунистическую.  В последние годы у нас получили популярность
эти подходы, а также метод английского историка Тайн Би делить исторический про-
цесс на отдельные цивилизации.
    По различным противоречивым данным люди выделились из животного мира  1-2,5
миллиона лет  назад.  С  появлением  людей  современного физического типа (30-40
тысяч лет назад) можно вести речь о чисто историческом процессе,  в котором био-
логические факторы играли всё меньшую роль.  Эпоха до появления государств назы-
вается первобытно-общинной.  Люди жили небольшими коллективами и занимались охо-
той, рыбной ловлей, собирательством и постепенно расселились почти по всему зем-
ному шару. Обычно мужчины занимали более высокое положение чем женщины. Но в це-
лом люди были равны с рождения.  Главными способами сохранения этих обществ были
обычаи, традиции, обряды.
    Постепенноеp;увеличение  численности людей и уменьшение готовой пищи в неко-
торых местах их обитания привело к тому, что в отдельных местах племена, занятые
собиранием урожая дикорастущих злаков,  стали помогать им расти.  Примерно в это
же время и в тех же местах люди начали приручать животных. Вместе с сельским хо-
зяйством развивалось ремесло и торговля.
    Люди жили племенами,  которые делились на отдельные коллективы  родственни-
ков. Среди них выделились более знатные роды.
    Постепенно стали возникать примитивные государства. Так создалась организа-
ция, поддерживающая  социальное  неравенство и эксплуатацию одних групп другими.
Первые государства сложились в Египте и Междуречье в третьем тысячелетии до  на-
шей эры.
    С появлением государств можно вести речь о культуре и цивилизации. Наиболее
крупными державами древности были Китай,  Индия,  Персия и Рим. Достижения одних
государств передавались другим, а значит быстрее пошло и развитие.
    В начале  первого  тысячелетия нашей эры в Римской Империи зародилась новая
религия - христианство,  которая распространилась и среди варваров,  захвативших
Рим. Так частично были переданы достижения высокой античной культуры новым наро-
дам. Появилось много городов как центров ремесла и торговли.
    Рост торговли  и  богатства привёл к усовершенствованиям в денежном обраще-
нии, развитию частной собственности и техники.  В 15-16 веках в Европе произошла
промышленная революция  в  итоге  которой  появилось  много  механизмов и машин,
действующих на энергии водяного колеса или мускульной силе.
    В 18  веке  самая передовая держава - Англия - открыла путь для нового вида
машин - паровых.  Это позволило в течении ста с небольшим лет механизировать но-
вые отрасли,  создать небывалые виды транспорта, связи и объединить мир техникой
и торговлей.
    Развитие капитализма  сдерживалось многими остатками феодальных отнокшений.
У власти были землевладельцы,  которые желали пользоваться плодами  деятельности
буржуазии и одновременно мешали ей.  Во многих странах происходят буржуазные ре-
волюции. Власть феодалов свергается, а королей - ограничивается. Другие общества
в переходе  к новому обошлись реформами.  Развитие капитализма вызвало небывалый
взлёт науки и культуры,  которая теперь не связывалась с религией.  Главные цен-
ности создавались не в сельском хозяйстве, а на фабриках, на заводах и в лабора-
ториях. Но распоряжались предприятиями лишь отдельные лица - владельцы  или  уп-
равляющие. С начала 20 века в ряде стран  стали всё ощутимее  экономические кри-
зисы и социальные конфликты, что усиливало позиции революционеров - социалистов,
мечтающих ликвидировать частную собственность.
    Первая Мировая война вызвала ряд революций,  в том числе и  октябрьскую.  В
конце 20-х  -  начале  30-х годов 20 века разразился тяжелейший кризис в мировой
экономике, который в конечном итоге убедил в том, что необходимо государственное
регулирование мировой  экономики.  После Второй Мировой войны в западных странах
государство стало всё сильнее вмешиваться в экономику  и  помогать  бедным.  Так
возникло социальное  общество,  в  котором большинство людей живёт зажиточно,  а
часть богато и в котором огромное значение имеет образование  и  квалификация  и
личные способности  человека.  Это развитие основывалось и на НТР,  давших людям
невиданные средства информации, автоматизации и т.д.
Далее
В главное меню
Используются технологии uCoz